Поурочные разработки. Биология 6 класс

Содержание
Урок 1
Урок 2
Урок 3


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 1
ТЕМА: Биология — наука о живых организмах.

ЦЕЛЬ: формирование представлений о предмете изучения биологии, ее истории.

ЗАДАЧИ:
  • познакомить со структурой учебника, его содержательными рубриками;
  • отработать навыки использования УМК;
  • раскрыть значение биологии в жизни человека с древнейших времен, до наших дней.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: определять предмет изучения биологии, называть ее основные направления.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: биология, живой организм.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
  1. Предмет изучения биологии.
  2. История зарождения биологии.
  3. Деятельность ученых древности.
  4. Направления развития современной биологии.
РЕСУРСЫ:

Основные:
Учебник: «Биология — наука о живых организмах» с. 8–9;
Электронное приложение: «Введение» (1);
Тетрадь-тренажер: с. 5 № 1, с. 6 №№ 2,3, с. 7 № 1, с. 8 № 1, с. 10 № 1.

Дополнительные: комнатные растения, обитатели уголка живой природы, таблицы с изображением слона, синего кита, баобаба, секвойи.

Книги и журналы:
  • Беркинблит М.Б., Глаголев С.М. Биология в вопросах и ответах. — М.: Мирос, 1994.
  • Строганова Е. Открывая Красную книгу // 1 сентября. Биология. — 2007. — № 7.
  • Чаурина Р. Растительный мир в пословицах и поговорках // 1 сентября. Биология. — 2004. — № 2.
Интернет-ресурсы:
www.biology.asvu.ru — все о биологии.
www.biodev.ru — все о биологии.

КОММЕНТАРИИ МЕТОДИСТА: урок очень важен для формирования ценностного отношения к биологии как науке; формирования любви и бережного отношения к живой природе.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 2
ТЕМА: Важнейшие признаки живых организмов.

ЦЕЛЬ: ознакомление с характерными признаками живых организмов, средами их жизни.

ЗАДАЧИ:
  • выяснить признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы;
  • важнейший признак живого организма — обмен веществ с внешней средой;
  • дать первое представление о средах жизни и приспособленности к ним организмов.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: называть и определять, описывать приспособления к жизни в различных средах, важнейшие признаки живых организмов.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: размножение, индивидуальное развитие, эволюция, обмен веществ, раздражимость, ритмичность, среды жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
  1. Размножение, индивидуальное и историческое развитие.
  2. Обмен веществ и взаимосвязь организмов с внешней средой.
  3. Среды жизни организмов.
РУСУРСЫ:

Основные:
Учебник: «Важнейшие признаки живых организмов», с. 10–11;
Электронное приложение: «Важнейшие признаки живых организмов» (2);
Тетрадь-тренажер: с. 4–5, с. 6 № 4, с.9 №№ 2,3, с. 10 №№ 2,3.

Дополнительные: таблицы с изображением растений, животных, грибов.

Книги и журналы:
  • Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2003.
Интернет-ресурсы:
www.biology.asvu.ru — все о биологии.
www.biodev.ru — все о биологии.

КОММЕНТАРИИ МЕТОДИСТА: урок может быть проведен на участке живой природы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 3
ТЕМА: Осенние явления в жизни растений родного края. Экскурсия.

ЦЕЛЬ: познакомить с осенними явлениями в жизни растений родного края. дать опережающие знания о листопадных и вечнозеленых растениях.

ЗАДАЧИ:
  • выявить изменения, происходящие с растениями в осенний период;
  • научить наблюдать за сезонными явлениями в природе, описывать результаты наблюдений;
  • познакомить с правилами поведения в природе.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: уметь наблюдать за явлением листопада, фиксировать результаты наблюдений.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: листопад, листопадные и вечнозеленые растения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
  1. Сроки изменения окраски листьев.
  2. Начало и конец листопада.
  3. Поздноцветущие растения.
  4. Вечнозеленые растения.
РЕСУРСЫ:

Основные:
Учебник: с. 12;
Тетрадь-практикум: Экскурсия 1 «Осенние явления в жизни родного края».

Дополнительные: таблицы «Материалы к сезонным наблюдениям в природе», диапозитивы-слайды «Растения Красной книги России».

Книги и журналы:
  • Биология. Справочник школьника. — М.: Изд-во ТКО АСТ, 1995.
  • Баринов О. Цветы осени // 1 сентября. Биология. — 2001. — № 43.
  • Баринова М. Осенние экскурсии // 1 сентября. Биология. — 2002. — № 42.
  • Мельникова С. Осенние цветы // 1 сентября. Биология. — 2004. — №№ 33, 34.
  • Кошель П. У истоков ботаники // 1 сентября. Биология. — 2003. — №№ 12–14.
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru — для учителя биологии.

КОММЕНТАРИИ МЕТОДИСТА: подготовку к экскурсии необходимо начинать с разработки маршрута и предварительного осмотра места ее проведения. Наблюдения, сделанные учениками на экскурсии, могут быть использованы при изучении растительной клетки, внешнего строения листа, испарения воды растениями.