Поурочные разработки. Биология 7 класс

Содержание
Урок 1
Урок 2
Урок 3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 1
ТЕМА: Организм.

ЗАДАЧИ:
  • сформировать интерес к изучению нового курса;
  • продолжить формирование информационной компетентности и навыков работы со структурой учебника и его сопровождением;
  • сформировать представление об уровнях организации живой природы;
  • обобщить знания о признаках живых организмов и их средообразующей роли.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: называть основные уровни организации живой природы; определять понятия по теме урока; описывать общие признаки живых организмов; использовать различные источники учебной информации.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: организм, популяция, природное сообщество, экосистема, средообразующая деятельность.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
  1. Знакомство с предисловием учебника и с компонентами УМК.
  2. Основные методы изучения разнообразия живой природы.
  3. Экосистемная организация жизни на Земле. Соподчинение живых систем и экосистем.
  4. Общие признаки живых организмов.
  5. Средообразующая роль живого.
РЕСУРСЫ:

Основные:
Учебник: с. 8–9;
Электронное приложение: «Организм» (1);
Тетрадь-тренажер: с. 6 № 1, с. 9 № 1.

Дополнительные: таблицы, фотографии, слайды с изображениями живых организмов; коллекции насекомых, чучела животных, гербарные экземпляры растений; микропрепараты простейших.

Книги и журналы:
  • Ушакова О. Д. Этимологический словарь школьника / О. Д. Ушакова. — СПб.: Литера, 2006. — С. 5–42.
Интернет-ресурсы:
http://www.floranimal.ru — информация о разных видах животных и растений; фотогалерея; раздел «Тесты и игры».

КОММЕНТАРИИ МЕТОДИСТА: развитию позитивной мотивации к изучению предстоящего курса будет способствовать информация о разнообразии живых организмов, методах их изучения. Важно представить коллекции насекомых, гербарные экземпляры растений, демонстрационный препарат простейших.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 2
ТЕМА: Вид.

ЗАДАЧИ:
  • продолжить формирование представлений об организации живой природы;
  • раскрыть значение популяции как формы существования вида.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: называть, приводить примеры близких видов, организмов одного и разных видов; определять понятия по теме урока; описывать общие признаки вида, взаимоотношения между особями в одной популяции.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: вид, популяция, ареал.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
  1. Организм и вид — различные уровни организации живой природы.
  2. Общие признаки особей одного вида.
  3. Популяция — часть вида.
  4. Значение объединения особей в популяции и виды.
РЕСУРСЫ:

Основные:
Учебник: с. 10–11;
Электронное приложение: «Вид» (2);
Тетрадь-тренажер: с. 6 № 3, с. 8 № 4, с. 11 № 2.

Дополнительные: таблицы, фотографии, отображающие взаимоотношения особей в популяциях; коллекции и гербарные экземпляры близких видов.

Книги и журналы:
  • Карвардин М. Удивительная природа : пер. с англ. / М. Карвардин. — М.: Добрая книга, 2006. — 320 с.
  • 1000 чудес природы : (пер. с англ.). — М.: Ридерз Дайджест, 2002. — 448 с.
  • Энциклопедия чудес природы : (пер. с англ.). — М.: Ридерз Дайджест, 2000. — 456 с.
Интернет_ресурсы:
http://www.1september.ru/ru/bio.htm — электронное приложение к газете «Первое сентября»; раздел «Биология».
http://biodan.narod.ru — интересные факты из области биологии.

КОММЕНТАРИИ МЕТОДИСТА: формированию понятия «вид» будет способствовать использование коллекций и гербарных экземпляров близких видов, фотографий, слайдов, демонстрирующих различные взаимоотношения особей в популяциях; сравнение признаков организма и вида в форме таблицы; обсуждение значения объединения особей в группы.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 3
ТЕМА: Природное сообщество.

ЗАДАЧИ:
  • продолжить формирование представлений об иерархической организации живой природы;
  • показать, что популяции разных видов составляют сообщество;
  • познакомить с видовой и пространственной структурой сообщества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: называть естественные и искусственные природные сообщества и их компоненты; определять понятия по теме урока; описывать роль ярусности в использовании ресурсов среды обитания, значение доминирующих и средообразующих видов.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: природное сообщество, доминирующие виды.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
  1. Общая характеристика природного сообщества.
  2. Видовая структура сообщества.
  3. Пространственная структура сообщества.
РЕСУРСЫ:

Основные:
Учебник: с. 12–13;
Электронное приложение: «Природное сообщество» (3);
Тетрадь-тренажер: с. 9 № 2.

Дополнительные: таблицы, фотографии, слайды, демонстрирующие различные взаимоотношения особей в сообществе.

Книги и журналы:
  • Былова А. М., Шорина Н. И. Экология растений: 6 класс : учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учрежд. / под ред. Н. М. Черновой. — М.: Вентана-Граф, 2006. — 192 с.
  • Растения : (пер. с англ.) / под ред. Дж. Маринелли. — М.: Астрель, 2006.
  • Рогова Л. А. Урок по теме «Природные и искусственные сообщества» / Л. А. Рогова // Биология в школе. — 2006. — № 3. — С. 26–30.
Интернет_ресурсы:
http://www.mioo.ru/ — сайт Московского института открытого образования.

КОММЕНТАРИИ МЕТОДИСТА: для проведения последующей экскурсии важно заранее обследовать место ее проведения, наметить маршрут следования, определить площадки для исследования, продумать необходимое для школьников снаряжение. Целесообразно заранее объяснить школьникам правила ведения полевого дневника.