Поурочные разработки. Биология 8 класс
СодержаниеУрок 1
Урок 2
ТЕМА: Науки об организме человека.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- сформировать интерес к изучению нового курса;
- продолжить формирование информационной компетентности и навыков работы со структурой учебника и его сопровождением;
- раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, цитологии, гистологии, генетики, гигиены, экологии человека, медицины – для сохранения и поддержания здоровья человека;
- познакомить со вкладом ряда ученых в развитие наук об организме человека.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: анатомия, физиология, гигиена, экология человека, цитология, гистология, генетика, медицина.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- Знакомство с учебником, основными компонентами комплекта.
- Значение знаний о строении и функциях организма человека для сохранения и поддержания его здоровья.
- Науки об организме человека; их значение для сохранения здоровья человека.
- Роль медицины в диагностике и профилактике заболеваний. Основные методы современной медицины.
Основные:
Учебник: с. 6–7;
Электронное приложение: «Науки об организме человека» (1);
Тетрадь-тренажер: с. № 1–4.
Дополнительные: портреты И.М. Сеченова, И.П. Павлова; записи ЭКГ и энцефалограммы, рентгеновские снимки.
Книги и журналы- Дорохов А.А. Про тебя самого: науч.-худ. лит-ра / А.А. Дорохов. – М.: Дет. лит., 1989. – 56 с.: с ил.
- Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье: пособие для учащихся 8–9 кл. / И.Д. Зверев. – М.: Вентана-Граф, 2000. – 304 с.
- Стивен Дж. Странности нашего тела. Занимательная анатомия / Дж. Стивен; пер. с англ. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
- Тело человека. Загляни внутрь себя; (пер. с нем.). – М.: Петрушка, 1998. – 16 с.
- Юдин Г.Н. Главное чудо света / Г.Н. Юдин. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.: ил.
КОММЕНТАРИИ МЕТОДИСТА: развитию позитивной мотивации к изучению предстоящего курса будет способствовать информация об истории развития, о современных методах исследования наук, изучающих человека, о возможностях человеческого организма.
Важно показать учащимся, насколько велико было во все времена желание ученых к познанию тайн человеческого тела, важность таких открытий для науки, для жизни каждого человека. Можно обсудить высказывания ряда ученых и других знаменитых людей (например: «Прекрасно то, что мы видим, еще прекраснее то, что мы знаем, но далеко превышает по красоте то, что нам неизвестно» ― Н. Стенон; «Много еще остается сделать и многое еще останется, и ни у кого, кто родится через тысячу веков, не будет недостатка в поводе прибавить кое-что еще к нашим знаниям» ― Л. Сенека).
Целесообразно предложить школьникам список дополнительной литературы для подготовки, в том числе иллюстрированные справочники, атласы, электронные ресурсы.
ТЕМА: Культура здоровья – основа полноценной жизни.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- познакомить с историей развития представлений о здоровье;
- сформировать знания о типах здоровья, о взаимосвязи культуры поведения и состояния здоровья человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: называть основные типы здоровья человека; определять понятия по теме урока; описывать принципы поведения, направленные на сохранение и поддержание здоровья человека.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье, репродуктивное здоровье, социальное и духовное здоровье.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- Здоровье человека – важнейшая жизненная ценность, общественное достояние, необходимое условие развития личности.
- Развитие представлений о культуре здоровья.
- Здоровье как состояние организма.
- Типы здоровья.
- Культура поведения – один из путей сохранения здоровья.
Основные:
Учебник: с. 8–9;
Электронное приложение: «Культура здоровья – основа полноценной жизни» (2);
Тетрадь-тренажер: с. 12 № 1;
Тетрадь-практикум: самонаблюдение 1 «Определение оптимального веса», самонаблюдение 2 «Исследование ногтей».
- Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: учеб. пособие для учащихся 8 кл. общеобразоват. учрежд. / М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 144 с.
- Формирование здорового образа жизни российских подростков: для кл. руководителей 5–9 кл.: уч.-методич. пособие / под. ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 192 с.
КОММЕНТАРИИ МЕТОДИСТА: важно использовать интересную информацию, сообщения учащихся. Можно провести аукцион дополнительных сведений «Копилка знаний», оценив работу наиболее активных школьников.