Мария КУРИННАЯ: «По новым стандартам – уже сегодня»

Работа над проектами Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) вступила в завершающую стадию: проекты представлены в Минобрнауки, широко обсуждаются всеми заинтересованными сторонами, в течение ближайшего времени станет ясно, по каким правилам предстоит жить всей российской системе общего образования. Однако при каждом обсуждении концепции и тезисов новых образовательных стандартов педагогов больше волнуют практические последствия их принятия. Как в следующем году нам надо будет вести уроки? Чему учить, по каким учебникам? Что должен будет на выходе из школы знать и уметь сегодняшний восьмиклассник, большую часть своей учебы проведший в рамках иной образовательной парадигмы?

Об этом и шла речь на одной из недавних встреч, организованных Департаментом образования г. Москвы совместно с издательством «Просвещение». В работе конференции приняли участие разработчики стандартов второго поколения, представители Департамента образования, авторы учебников, учителя и методисты, участвовавшие в апробации учебно-методических комплектов серии «Сферы» издательства «Просвещение». Генеральный директор «Просвещения» Александр Михайлович Кондаков представил собравшимся концепцию ФГОС второго поколения, а затем речь пошла об учебно-методических комплектах, в которых уже сегодня реализованы требования этих стандартов, более того, накоплена первая статистика по реализации заложенных в ФГОС новых принципов образования.

В рамках мероприятия учителя физики и истории впервые знакомились с информационно-образовательной средой «Сферы» по своим предметам, то есть, общение шло в формате презентации с последующим обсуждением. И вот оно подчас было довольно жарким. Так, например, идея выполнения лабораторных работ по физике в режиме эмулятора (на компьютере, с компакт-диска) была подвергнута основательной критике. На взгляд авторов УМК – совершенно незаслуженной, поскольку «лабы» на диске ни в коей мере не призваны заменить полноценных практических занятий в классе, зато могут дополнительно подстегнуть к ним интерес или дать возможность детям потренироваться в смоделированных условиях, чтобы затем подтвердить опыты на практике. Более того, информационно-образовательная среда «Сферы» предполагает свободу выбора учителем наиболее подходящих и удобных вариантов подачи материала на уроке или формы домашнего задания – в зависимости от индивидуальных особенностей учеников или склонностей самого педагога. И об этой вариативности, о  «настройке» учебного процесса рассказывали преподаватели, работающие со «Сферами» не первый год, например, учителя географии.

«Учебник, который дает нам возможности» - этими словами Ирины Сергеевны Гарьевой, завуча и учителя географии ГОУ СОШ № 937 г. Москвы, можно выразить общую мысль, звучавшую во всех выступлениях педагогов. Прежде всего, это возможность учить новому и по-новому. Позволять ученикам думать, высказывать свою точку зрения, искать ответы в самых разных информационных источниках, привлекать к выполнению домашних заданий родителей. Родители, по общему признанию, охотно привлекаются и сами, стоит им завидеть ребенка, сидящего за компьютером и впившегося глазами в Землю, вращающуюся вокруг своей оси, или старательно готовящего презентацию по заданной теме. Совместное выполнение домашних заданий, где родителям чаще выпадает роль «оформителей» (поскольку навыков работы на компьютере не всем детям хватает) или просто первых читателей и зрителей презентаций – это «фирменный знак» всех работающих по «Сферам» классов. «Мы впервые увидели, каким интересным может быть учебник, и сами с удовольствием изучали электронное приложение», - наиболее частый отзыв родителей об УМК по географии. Не о подобном ли вовлечении семьи в образовательный процесс мечтает каждый учитель?  О том, с каким интересом дети готовят презентации, насколько высок бывает процент отклика на такого рода факультативные задания, педагоги рассказывали с особым восторгом.

Отличительная черта комплекта «Сферы» состоит в том, что он позволяет выстраивать самые разные образовательные стратегии конкретного урока и даже адаптировать их под нужды конкретных учеников. Школьный психолог всегда расскажет, кто в классе «визуал», а кто «аудиал», и у преподавателя появляется возможность «достучаться» до каждого ребенка. Кому-то будет легче прочесть текст, кому-то – просмотреть видеофрагмент,  кто-то гораздо лучше усваивает материал со слуха. Причем необходимость в дифференциации подходов к ученикам нельзя считать данью моде: уже сегодня мы живем в совершенно ином мире, полиэтничном и полиморфичном. Как отметил Сергей Валерьевич Банников, учитель географии школы № 666, одной из главных задач на уроке остается удержание внимания всех учеников. Причем эта проблема только усугубляется на фоне того, что сегодня в рядовом классе обычной московской школы немало детей, для которых родным языком является вовсе не русский. Уже не до тонкостей географии, осилить бы просто письменный текст. Здесь и  приходят на помощь все визуальные средства, вспомогательные материалы, тетради-тренажеры и другие компоненты «Сфер». «Если ученик не выпал из процесса, участвует в уроке наравне со всеми остальными, это не просто повышение уровня усвоения материала, это та самая социализация, которая этим детям очень нужна. Ребенок не становится изгоем, для меня эта социальная сторона образования крайне важна», - отмечает Банников. 

«Сферы» используют все передовые педагогические технологии: групповой метод работы, проектную деятельность, индивидуальные занятия и т.д.  Конечно, авторы этих учебников – не первооткрыватели подобной практики, она нетипична, скорее, для российской системы образования. Подобный подход предъявляет новые, относительно высокие требования к подготовке самих преподавателей. Этим требованиям сегодня непросто удовлетворить, в чем учителя откровенно признавались. Рассказывает Нина Валентиновна Касьянова, школа № 948 ЮАО Москвы: «Ребенок очень старательно готовил презентацию, но заболел, не смог прийти на урок. Поскольку действительно переживал за свой труд, захотел прислать ее по электронной почте. Вот тут я поняла, что мы все теперь просто обязаны свободно владеть компьютером и пользоваться интернетом, современными средствами связи – хотя бы для того, чтобы общаться с собственными учениками во время их отсутствия». Но дело не только в электронной почте и компьютерных презентациях. При работе в рамках информационно-образовательной среды у педагога, с одной стороны, появляется под рукой широкий комплекс ресурсов для разнообразных задач, с другой же стороны – готовиться к уроку с учетом этого разнообразия поначалу может оказаться сложнее.  Ведь гораздо проще (и меньше ответственности), когда есть одна форма «истины» – учебник и методичка. Можно задать на дом прочесть тот или иной параграф, и сделать упражнения в рабочей тетради. Полноценный УМК оставляет меньше пространства для учительской самостоятельно». Хотя Лариса Евгеньевна с коллегами на своем опыте знает, что, поскольку провоцирует у учеников дополнительный интерес к предмету и заставляет педагога активнее работать, отвечая на разнообразные запросы. Эта модель образования уже завтра, с принятием новых образовательных стандартов, станет реальностью, и готовиться к ней нужно уже сейчас.

Опыт апробации «Сфер» вскрыл и еще одну проблему: недостаточную готовность современных школьников к самостоятельной работе. Лариса Евгеньевна Максаева, проводившая пробный урок в Государственной столичной гимназии, столкнулась с очень сдержанной реакцией класса на новую форму подачи материала. «Мы привыкли к тому, что вы нам все рассказываете, а здесь нам пришлось почти весь урок работать самостоятельно». Хотя Лариса Евгеньевна с коллегами на своем опыте знает, что лучше всего школьник запоминает и усваивает именно то, что постиг сам, над чем пришлось задуматься и, что называется, попотеть.  Именно поэтому по мере привыкания к новой форме учебника и остальных элементов комплекта впечатление ребят о нем меняется.  Логичная и четко структурированная система навигации по комплекту, во-первых, помогает ориентироваться в материале за считанные секунды (а учителю – не тратить время на диктовку номеров страниц для изучения), во-вторых, очевидно, облегчает детям понимание принципов построения любого учебного курса вообще.  Как отмечали сами дети, после работы со «Сферами» им стали намного понятнее и другие учебники по другим предметам (совершенно других авторов). Так, без приложения специальных усилий, заметим, реализуется один из краеугольных камней концепции стандартов второго поколения – развитие универсальных учебных действий.  Проще говоря, с подобными учебными комплектам дети намного эффективнее учатся учиться.