Результаты работы по апробации УМК «Сферы» в Северо-Восточном округе г. Москвы в 2008-2009 учебном году

В Северо-Восточном округе по УМК линии «Сферы» работают 16 ОУ разных типов. Это 1 центр образования, 3 гимназии, 3 школы с углубленным изучением иностранного языка, кадетский корпус, 8 общеобразовательных школ.

По комплекту 6 класса работало в общей сложности 30 классов, 7 класса – 14 классов и 8 класса – 2 класса.

Преподавание географии с использованием УМК осуществляется в основном высоко квалифицированными кадрами: 8 учителей имеют высшую категорию, 5 учителей – первую, 2 учителя – вторую.

Для апробации УМК в округе была спланирована следующая система работы:

  • семинары в издательстве «Просвещение» для учителей, апробирующих УМК;
  • семинары по обмену опытом работы (с разработкой и презентацией уроков);
  • консультации методиста;
  • представление передового педагогического опыта на окружных семинарах и курсах повышения квалификации для слушателей МИОО (гимн. 1565, шк. 410).

Все разработанные уроки вошли в учебно-методическую копилку округа и города.

Учителем гимназии 1565 Коробихиной Т.Г. разработано учебно-методическое планирование курсов для 6 и 7 классов на 1,5 часа в неделю, которое используют учителя школ с углубленным изучением иностранного языка и гимназии. Для работы учителям округа рекомендован перечень обязательных практических работ для 6 и 7 классов, разработанный на основе методических рекомендаций МИОО (Августовский педсовет. Преподавание географии в 2008-2009 учебном году. Практические работы по географии. Поурочное планирование).

Сотрудниками Центра «Сферы» была разработана и предложена учителям анкета, которая позволила выявить особенности работы по УМК.

В результате анализа анкет учителей Северо-Восточного округа были отмечены высокие показатели обеспечения следующих дидактических функций:

  • мотивация обучения 8-10 баллов;
  • развитие познавательного интереса 7-10 баллов;
  • организация контроля и самоконтроля 8-10 баллов;
  • наглядность 8-10 баллов;
  • возможность индивидуализации и дифференциации обучения 7-10 балов.
62% учителей поставили максимальное количество баллов по всем направлениям исследования.

Наиболее эффективными средствами обучения названы учебник, атлас, тетрать-тренажер, тетрадь-практикум.

Учащимся больше всего нравится работать с учебником, атласом, тетрадью-тренажером и электронным приложением.

В 14 школах из 16 отношение родителей к тому, что их учащиеся учатся по учебным пособиям нового поколения в положительное. И только в 2 школах с углубленным изучением иностранных языков 5% родителей относятся отрицательно к использованию новых УМК и 9-15% затрудняются ответить. Причина такого отношения заключается в том, что в данных учебных учреждениях родителям приходится затрачивать дополнительные финансовые средства на приобретение учебной литературы по иностранным языкам.

Результативность обучения по УМК высокая. Успеваемость 100% во всех классах. Качество знаний возросло в среднем на 8%. В 13 образовательных учреждениях качество знаний на конец учебного года превышает 70%. Наиболее высокие результаты обучения в гимназии 1518 и школе 1095 (качество знаний 95%), школах 410, 751, 1381, 1410, гимназиях 1565 и 1573, кадетской школе-интернате №6 (качество знаний 80-90%).

На основе использования УМК «Сферы» учителями использовались система домашних и практических работ, наблюдения в природе, проектная деятельность, работа с электронным приложением, использование компьютерных презентаций, урок-игра, викторины, КВН, индивидуальные и групповые формы работы с различными учебными источниками, учебные экскурсии.

Главным результатом работы по УМК «Сферы» все учителя единодушно отмечают 100% вовлечение учащихся в учебный процесс, повышение мотивации к обучению и качества успеваемости, системная подготовка к успешной сдаче ЕГЭ в дальнейшем, возможность индивидуализации и дифференциации обучения, стремление учащихся к использованию информационных технологий, развитие навыков самостоятельной работы и самооценки.