Итоги семинара в Екатеринбурге
14 февраля в Екатеринбурге состоялся очередной семинар по УМК «Сферы». Поводом для традиционной встречи послужило математическое содержание курса географии в его практической части. Давно известное всем географам противоречие между сроками введения математических понятий и специальных навыков в курсах математики и географии: масштаб, измерение углов, координаты, пропорции дети узнают от учителя географии на полгода, а то и на год раньше, чем начнут изучать их на уроках математики. Описывая это противоречие, стоит упомянуть и о значительной доле вопросов математики в заданиях ЕГЭ по географии. На встречу в МБОУ СОШ № 143 собрались 16 педагогов, членов городских ассоциаций. Перед ними с докладом выступили три педагога, уже работающие по УМК «Сферы»:
Любовь Ивановна Исмагилова поделилась впечатлениями от первого полугодия работы с УМК «Сферы». Она выделила несомненные преимущества в организации текста учебника, когда на одном развороте разумно размещается значительно больше информации. Отметила и соответствие всех материалов для ученика и учителя требованиям ФГОС ООО и структуре ЕГЭ. Любовь Ивановна высоко оценила наличие большого количества заданий разного уровня сложности и возможность выбора наиболее подходящих из них для каждого отдельного ученика. Также высокой оценки были удостоены электронное сопровождение курса, качество методического аппарата программы и навигатора. Завершая своё выступление, Любовь Ивановна выразила уверенность в том, что в дальнейшем перейдет на работу с использованием УМК «Сферы» во всех классах. Надежда Георгиевна Лагунова отметила повышение мотивации пятиклассников при переходе на обучение по УМК «Сферы». Качество и методическая проработанность заданий была высоко оценена как математиками, так и географами. Однако, в соответствии с принятым ФГОС ООО, география будет изучаться с 5 класса и поэтому основу картографических знаний, навыков придется закладывать до того, как будет сформирована математическая основа понимания карты. В результате, проблемой остается качественное освоение географами методик формирования специальных математических понятий, которыми владеют их коллеги. В докладе учителя высшей категории Натальи Владимировны Ершовой о математической географии был проведен анализ содержания программы с 6 по 9 класс, в особенности её практической части и выявлены основные группы заданий в тетрадях-практикумах и тренажерах:
Была выявлена тенденция увеличения доли заданий с математическим содержанием от 6 к 9 классу. Затем все участники семинара в малых группах провели работу по определению уровня сложности заданий математического содержания в тетрадях-практикумах и тетрадях-тренажерах, выбирали и обсуждали наиболее интересные с точки зрения учителя и ученика, оценивали временные затраты на выполнение, а также возможность самостоятельного выполнения в ходе домашней подготовки тех или иных упражнений. Особенные симпатии вызвали задания из тетради-тренажера 7 класса по географии о ледниках и природных зонах Северной Америки. Понравилось и задание с топографической картой в контурных картах 6 класса. Участники семинара отметили, что выявленная и описанная выше проблема специальной методической компетенции в области преподавания математики решается в материалах УМК «Сферы» за счет очень детально и доступно проработанных алгоритмов выполнения заданий практикумов. Особенно удачно комментируются пошаговые действия учеников при обучении построению профилей. В заключении перед участниками выступила руководитель ассоциации учителей географии г. Екатеринбурга Долгорукова Светлана Владимировна. В своём докладе она рассказала присутствующим о всероссийском съезде учителей географии в Москве и тенденциях предстоящих в ближайшие годы событий на профессиональной арене. Все участники семинара отметили высокое качество учебно-методических комплексов «Сферы» и высказали ряд пожеланий авторам и составителям УМК. |