Вебинар по биологии 13.11.2014. Вопросы и ответы

13 ноября 2014 года состоялся вебинар по теме «Методика формирования УУД средствами УМК Сферы. Биология. 5–9 классы».

Перед участниками выступила Сухорукова Людмила Николаевна, профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой медицины, теории обучения биологии ЯГПУ.

В вебинаре приняло участие более 500 человек. Среди них были учителя школы при российском посольстве в Конакри (государство Габон). Наибольшее число подключений было из республики Крым.

Дополнительные материалы по теме вебинара можно изучить здесь (документ Word) и здесь (презентация PowerPoint).

Уважаемые коллеги, нами предполагается провести ряд авторских вебинаров. Предлагаем вам поучаствовать в выборе их тематики. Все ваши предложения пишите в раздел «Задать вопрос», мы их обязательно перешлём авторам.

Во время вебинара поступило большое количество вопросов. Благодарим вас за проявленную активность и интерес! Отвечаем, как и обещали, на них письменно.

Светлана Мещурова: В чём преимущества УМК "Сферы"?

Если очень кратко, то преимущества наших УМК можно сформулировать так:

  • широчайшие возможности для индивидуализации обучения;
  • УМК не требуют никаких дополнительных учебных пособий;
  • общая навигационная система, позволяющая реализовать единую технологию обучения;
  • нацеленность на практическую деятельность, способствующую использованию полученных знаний в повседневной жизни;
  • система заданий, направленная на формирование универсальных учебных действий;
  • красочно иллюстрированные учебники и рабочие тетради, содержащие интересный учебный материал;
  • насыщенное электронное приложение, помогающее выполнить главные задачи в обучении: заинтересовать, обучить, развить.

Для более подробного ознакомления с нашими УМК рекомендуем изучить презентацию, которую мы предоставляли для скачивания во время вебинара.

Алла Рудакова: Добрый день! Входят ли учебники в программу ФГОС?

Все наши учебники (с 5 по 9 и 10-11 классы) входят в Федеральный перечень рекомендованных учебников.

Ольга Волкова: Имеется ли к комплекту учебников по биологии методическое пособие?

К УМК всех классов написаны поурочные методические рекомендации.

Юлия Комлева: Добрый день. Имеются ли к учебникам биологии рабочие тетради?

В состав УМК входят несколько пособий. Подробнее с ними можно ознакомиться здесь: http://spheres.ru/biology/about/.

Елена Омета: Добрый день. Есть ли учебники в продаже?

Учебники есть в продаже. Ознакомиться с книготорговыми компаниями Вашего региона можно здесь: http://spheres.ru/where/.

Если приобрести не получилось, напишите нам об этом в раздел «Задать вопрос».

Валентина Лизина: Здравствуйте, мне бы тоже хотелось знать про методические пособия, и где их можно купить?

Про методические пособия можно почитать здесь http://spheres.ru/biology/about/.

Ознакомиться с книготорговыми компаниями Вашего региона можно здесь: http://spheres.ru/where/.

Если приобрести не получилось, напишите нам об этом в раздел «Задать вопрос».

Валентина Лизина: Какие есть методы, принципы формирования УУД?

Формирование разных УУД идёт на основе применения различных методов. Так, универсальное учебное действие "вести диалог" формируется на основе создания ситуаций диалога, использования поисковой беседы, дискуссии.

Чтобы сформировать учебное действие "сравнивать", надо учащихся предварительно познакомить с тем, что понимают под сравнением, а затем научить применять в знакомых и вариативных ситуациях.

Таким образом, УУД отрабатываются на заданиях, создании соответствующих ситуаций и проверяются они с помощью заданий и метода анализа конкретных ситуаций.

Ирина Сивиринова: Добрый день. Меня интересует УМК разработан для всех классов? Если у нас 10 класс переходит на ФГОС?

В Федеральный перечень входит учебник для 10–11 классов базового уровня. Подробнее об УМК для 10–11 классов можно почитать здесь: http://spheres.ru/biology/about/549/.

Елена Дугарова: Данный УМК включает электронное приложение?

Да, в состав УМК каждого класса входит электронное приложение.

Елана Макарова: Где можно купить электронные приложения?

Наши электронные приложения прилагаются к учебнику и продаются в комплекте.

Ознакомиться с книготорговыми компаниями Вашего региона можно здесь: http://spheres.ru/where/.

Если приобрести не получилось, напишите нам об этом в раздел «Задать вопрос».

Людмила Чибрикова: Здравствуйте! Идут ли к учебникам пособия для учителей с примерными поурочными планами?

Поурочное тематическое планирование каждого раздела биологии находится в поурочных методических рекомендациях, а также в рабочих программах к курсу основной и старшей школы.

Наталия Трубникова: Есть ли к данному учебнику программа и полностью ли укомплектован УМК?

Более подробно с составом УМК каждого класса можно ознакомиться здесь: http://spheres.ru/biology/about/.

Олеся Беседина: Кто авторы учебника биологии?

Ведущими авторами учебников нашей линии являются профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой методики преподавания ботаники ЯГПУ Сухорукова Людмила Николаевна и кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Кучменко Валерия Семёновна.

Дарья Сапига: Почему в учебниках нет описания лабораторных и практических работ? Не у всех есть возможность использовать электронное приложение на уроке.

В учебниках серии есть отдельная рубрика практической направленности «Мои биологические исследования», в которой в виде алгоритма действий предлагается выполнить тот или иной опыт или провести эксперимент.

Практические работы содержатся в тетради-практикуме.

Анна Филимонова: Технологические карты к учебникам 5-6 класса выпущены?

Технологические карты уроков выпущены к УМК всех классов.

Александр Клинов: Электронные носители, включают в себя версию учебника?

Электронное приложение представляет собой медиатеку, где медиаобъекты подобраны в соответствии с логикой изложения учебника и расширяют его дополнительной информацией разного типа (видеофрагменты, хрестоматии, таблицы, 3D-модели и пр.).

Более подробно узнать об электронных приложениях, а также скачать их демо-версию, можно здесь: http://spheres.ru/biology/about/.

Наталья Манза: Можно ли увеличить размер текста в практикумах и экзаменаторе?

Размер шрифта в наших тетрадях-практикумах и экзаменаторах соответствует требованиям САНПИНа школьной литературы. Его увеличение повлечёт за собой увеличение объёма пособия и, как следствие, его удорожание.

Анна Коробченко: Можно ли использовать УУД в старшей школе?

Познавательные УУД при обучении биологии в старших классах отличаются от таковых в основной школе, так как учебное содержание — теоретическое. В старших классах важно, что бы дети не только описывали процессы, объекты, теории, давали определения понятий и законов, но и овладели такими действиями как : объяснять, прогнозировать, практически применять, вести диалог и другими. Для этого важно использовать специальные задания, создавать ситуации.

Ольга Степанова: Существует ли методические пособия с продуктивными заданиями?

К продуктивным заданиям, требующим применения знаний и способов деятельности в новых ситуациях, надо подводить, используя сначала репродуктивные и частично-поисковые задания, затем поисковые и исследовательские. Исследовательские задания, ориентирующие на проведение учебного исследования есть во всех учебниках "Сфер", создана специальная рубрика "Мои биологические исследования". Поисковые задания представлены в тренажёрах.

Галина Качалова: Есть ли в вашем УМК задания, формирующие (контролирующие) регулятивные УУД?

В наших пособиях есть задания, формирующие регулятивные УУД. Прежде всего, это рубрика учебника «Мои биологические исследования». Есть подобные задания и в других пособиях (например, в тетради-тренажёре и тетради-практикуме).

Ольга Доценко: Где можно узнать правильные ответы для тетрадей тренажеров? Они охватывают очень большой объём тем, Как с тетрадями-тренажёрами лучше работать?

Ответы на задания тетрадей-тренажёров и тетрадей-экзаменаторов во избежание узнавания их учащимися, мы нигде не даём. Тетради-тренажёры предназначены для ученика и ориентированы на реализацию деятельностного подхода. По каждой теме включены пять видов заданий, направленных на формирование познавательных УУД. К каждому уроку учитель выбирает из этих пяти видов заданий те, которые относятся к данному учебному содержанию с учётом уровня класса или конкретного ученика.

Дарья Сапига: Приложение расчитано на использование дома или в компьютерном классе?

Наше электронное приложение можно использовать и дома и в классе, не обязательно компьютерном.

Людмила Чибрикова: Как проверить сформированность УУД?

Сформированность УУД можно проверить с помощию заданий и анализа специально созданных конкретных ситуаций (познавательных, проблемных, практических, ситуаций диалога).

Елена Богуславская: Где в Крыму можно приобрести пособия?

Наш отдел реализации рекомендует обращаться с заказами в следующие организации:

ИП Камецкая Анна Евгеньевна
г. Симферополь
ул. Маяковская, дом 6
тел.: +7-978-750-13-90 Олег Маханов, +7-978-717-21-77 Анна
Fbr_24@mail.ru

ЧП Маршуков Максим Александрович
г. Симферополь,
ул. Ленина, 13, строение 19
тел: +3 8065 270 10 34, +3 8066 133 95 29
marshukov@live.ru

Виктор Даниленко
тел.: +3 8050 695 53 26
viktor.v.danylenko@gmail.com
Skype: Viktor.Danylenko
ICQ: 265474447

Синица Галина Леонидовна
моб. - +38-050-190-84-40, +38-098-496-16-15, +7-978-736-72-04
раб. - +38-065-225-32-75

Ольга Сидякина: У нас в школе учебники Пасечника, можем ли мы самостоятельно перейти на ваши учебники и сколько стоит весь комплект?

Можете. По стоимости комплекта, обратитесь в свою региональную книготорговую компанию http://spheres.ru/where/.

Ирина Тайпакова: Какую программу начальной школы продолжает ваша линия?

В связи с особенностями обучения в начальной школе, на наш комплект можно переходить с любой программы.